Назад

Как отвести воду с моста? Мостовые водоотводы и их особенности

17 September 2025

Как отвести воду с моста? Водоотвод мостов, его значениеВодоотвод мостов – система, позволяющая отвести воду с их поверхности. Является важной конструктивной составляющей современного мостового сооружения. Для отведения дождевой, талой воды используются инженерные решения, которые не только способствуют достижению цели благоустройства. Их наличие обязательно для обеспечения безопасной эксплуатации и продления срока службы мостов. Отсутствие таких решений приводит к скоплению влаги на дорожном покрытии. Материалы, которые использовались в ходе строительства моста, разрушаются под воздействием скапливающейся воды. В зимнее время ситуация усугубляется. Ко всему прочему, мост становится сооружением, способным привести к дорожным авариям, а сама конструкция с течением времени превращается в ненадежную и даже опасную для передвижения.

 

Для сооружения водоотводов мостов используются конструкции из разных материалов. В последние годы широкую популярность получили системы подвесного типа и системы фасадного типа, изготовленные их полимерных композитных материалов (ПКМ). Главными преимуществами таких конструкций является их долговечность, стойкость к коррозии, высокая прочность, а также сравнительно малый вес. Все перечисленные плюсы стали причиной востребованности мостовых водоотводов, сделанных из ПКМ, об особенности которых вы можете прочитать в другой нашей статье «Применение полимерных композитных материалов в строительстве мостов для автодорог».

 

Какие требования предъявляются к водоотводу мостов?

 

Система водоотвода мостов конструктивно разная, что зависит от особенностей автодороги.

  • При количестве полос проезжей части до 6 – система прокладывается вдоль тротуарной дорожки, выводится в откосные лотки либо в канализацию для дождевых вод.
  • При количестве полос проезжей части более 6 устанавливаются водоотводные трубки, по которым вода уходит под мостовое сооружение. Могут использоваться специальные колодцы, обеспечивающие отвод воды в канализацию для ливневых стоков.

Водоотведение с мостов сооружается с соблюдением требований СП 35.13330.2011. Документ предусматривает прокладку систем либо с использованием водоотводных трубок, либо с установкой поперечных или же продольных лотков. Вода должна иметь организованный путь вывода. Ее сток через тротуары без наличия соответствующих систем не допускается.

 

В СП 35.13330.2011 прописаны рекомендации, которые касаются организации мостовых водоотводов, прокладываемых на:Как отвести воду с моста? Водоотвод мостов, его значение

  • Мостах автодорог общего пользования;
  • Городских мостах с движением машин и рельсового транспорта;
  • Мостах для пешеходов, надземных пешеходных переходах.

Необходимо соблюдать нормы установки. В частности, водоотвод воды должен быть смонтирован ниже поверхности, на которой оказывается влага по причине дождя или таяния снега. Системы, используемые для цели отвода воды с мостового сооружения, должны обеспечивать полноценный водоотвод так, чтобы вода не попадала на конструктивные элементы моста, располагающиеся ниже полотна, не скапливалась на дороге.

 

Что такое водоотводные трубки?

 

Водоотводные трубки – составляющая мостового водоотвода. Через них проходит вода и направляется в заданном направлении. На 1 пролете ставится не менее 3 водоотводных трубок. Монтаж водоотвода на мостовых сооружениях с их использованием осуществляется при соблюдении следующих требований.

  • Продольный уклон не более 10 процентов – трубки по диаметру не менее 15 см.
  • Продольный уклон до 10 процентов – трубки можно не ставить при наличии обоснованной причины.
  • Продольный уклон не более 5 процентов – до 6 метров вдоль мостового пролета.
  • Продольный уклон 5-10 процентов – до 12 метров вдоль мостового пролета.
  • Если уклон более крут, то допустимо увеличивать расстояние между трубками.

 

Что такое водоотводные лотки?

 

Водоотводные лотки являются частью устройства водоотвода на мостах. В них вода собирается и направляется в канализацию для ливневых стоков. Лоток для отводы выполняет важную функцию, но его монтаж требует соблюдения определенных требований. В частности, учитывается пропускная способность, сопоставляющаяся с расчетным расходом воды, которая станет попадать в лоток. Пропускная способность элемента зависит от его сечения и уровня продольного уклона. Важно правильно рассчитать этот параметр, чтобы точно подобрать нужный вариант лотка, способного обеспечить полноценный вывод воды, которая оказывается на мосту по тем или иным причинам.

 

Какой тип водоотвода мостов выбрать?

 

Как мы уже заметили выше, существует ряд требований, которые обуславливают выбор системы мостового водоотвода с использованием водоотводных трубок и лотков. Если же говорить о системах подвесного или фасадного типа, то в этом случае:

  • Подвесные - отличаются универсальностью, подходят для монтажа на большинстве мостов, являются эффективным решением продольного водоотвода;
  • Фасадные - применяются там, где нельзя использовать системы подвесного типа в силу конструктивных особенностей мостового сооружения.Как отвести воду с моста? Водоотвод мостов, его значение

 

Установка водоотвода – процесс, требующий подбора системы водоотведения с моста. Подбор осуществляется с предварительным анализом ряда факторов:

  • Функциональность моста – для каких целей используется;
  • Конструктивные особенности мостового сооружения;
  • Как осуществляется сброс воды;
  • Где находится мост, каков местный климат.

 

Заключение

 

Мостовой водоотвод – система, позволяющая отвести воду с поверхности моста. Делать это необходимо, так как влага способна наносить весьма значительный ущерб, как самому сооружению, так и тем, кто передвигается по нему. Правильно подобранная система водоотвода с учетом конструктивных особенностей моста способна справиться с любым объемом дождевых и талых вод. Важно учитывать множество параметров, а также обращать внимание на материалы, из которых сделаны системы мостового водоотведения. Потому что от последних зависит, как долго будет служить водоотвод по назначению, сможет ли он выдержать постоянную эксплуатацию, легко ли его можно установить и придется ли его ремонтировать в ближайшем будущем, что повлечет за собой дополнительные расходы на содержание мостового сооружения.